Редкие растения Крыма. Природа Крыма

Природа Крыма

Крым с космоса

Очерк о природе Крыма

Основная черта фауны Крыма — ее островной характер. В силу изолированности на полуострове нет многих характерных для умеренного климата биологических видов, но есть некоторые свои, специфические. Фауна полуострова слагается из трех элементов: степей, предгорья и гор и, наконец, Южного берега.

Здесь нет ни одного представителя крупных млекопитающих. Последний крымский волк был убит в 1922 г. у северного подножья Чатыр-Дага. Сегодня самое крупное хищное животное полуострова — лисица. Известны два ее вида: обыкновенная степная и горнокрымская.

Всего в Крыму семь видов хищных животных. В конце прошлого века здесь прижилась енотовидная собака. Остальные хищники: барсук, ласка, степной хорек и каменная куница.

В степном Крыму много грызунов. Водятся зайцы, хомяки, суслики и тушканчики, многочисленные полевки.

В центральной части горного Крыма, у подножья Бабугана, расположены земли Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства. Это самая большая на полуострове охраняемая территория (33 тыс. 397 га). Площадь заповедно-охотничьего хозяйства подразделяется на две примерно равные части: заповедные леса и лесоохотничьи угодья. Хозяйство закрыто для туристов и экскурсантов. В заповедных лесах обитают олень, косуля, горная лисица, барсуки и другие млекопитающие — всего 39 видов. Здесь успешно акклиматизированы муфлон с Корсики, белка с Алтая и кабан с Дальнего Востока. Гордость заповедных лесов — крымский олень. Это самое крупное и самое красивое животное горного Крыма.

В Крыму водится около 300 видов птиц. В степных районах довольно редко, но встречается дрофа. В степи можно встретить и хищных птиц. Это, прежде всего, степной орел, степная пустельга, кобчик и степной лунь.

В предгорье живут сорокопуты, садовая овсянка, козодой, совка-сплюшка, эндемичный для Крыма вид скворца и щегол. Здесь водятся три вида соловьев: западный, восточный и персидский. Первые два вида гнездятся по обеим сторонам гор, а персидский соловей изредка встречается на северных склонах.

В горных лесах обитают крымская и долгохвостая синица, дятел, горихвостка, малиновка, пеночка, сойка. Выше встречаются горные овсянки. Здесь гнездится самая крупная птица Европы — черный гриф (в ее гнезде свободно могут разместиться два взрослых человека). Эту птицу можно встретить в лесах Главной гряды Крымских гор (на горах Черная и Басман, в ущелье Яман-Дере у Бабуган-яйлы и в других местах).

В 3,5 км от берега, в Керкинитском заливе, расположен заповедник международного значения — Лебяжьи острова (Сары-Булат). Группа вытянута вдоль побережья на 8 км и состоит из шести островов (длина самого большого из них — 3 км, ширина — до 350 м). Мелководье, обилие растительной и животной пищи в воде и на суше в сочетании с заповедным режимом привлекают на Лебяжьи острова массу птиц, преимущественно водоплавающих. Здесь гнездятся 25 видов пернатых. Главное украшение островов — лебедь-шипун и лебедь-кликун.

Из других птиц на Лебяжьих островах обитают различные виды уток, куликов, белые и серые цапли, чайки, бакланы. Наиболее многочисленно поголовье чаек-хохотуний. Колония этих чаек насчитывает до 30 тыс. особей. За летний сезон чайки-хохотуньи Лебяжьих островов уничтожают почти 2 млн. сусликов и до 8 млн. мышей. Крым — это единственное место на территории СНГ, где отмечено массовое гнездование хохлатого баклана.

Крымские горные речки, такие, как Салгир, Альма, Кача, Бельбек, Кара-Су и др., представляют собой потоки, очень бурные во время ливней и мелеющие и пересыхающие в летнее время. Естественно, что в крымских речках, как северного, так и южного склонов, водится очень мало рыбы — всего около 15 видов. В истоках Кара-Су обитает форель. Кроме того, в крымских водах водятся местный усач, крымские особи голавля.

Среди обитателей Черного моря встречаются: рыба-меч, тунец, тюлень-монах, морской черт, кит малый полосатик, омар, голубой краб, морская звезда, акула-молот и голубая акула.

В Черном и Азовском морях известны три вида семейства дельфинов: белобочка, афалина и азовка. Самый крупный дельфин Черного моря — афалина, его средний вес 150 кг, длина — от 2,3 до 3 м. Питается донной и придонной рыбой (камбалой, скорпеной). За сутки может съесть до 30 кг рыбы. Вес белобочки вдвое меньше, чем афалины. Самый мелкий дельфин — азовка или морская свинья: вес — до 30 кг, длина — до полутора метров.

Из беспозвоночных для Крыма особенно характерны моллюски. Здесь живут 69 видов моллюсков, из которых 29 водятся только в Крыму. Так, близ Балаклавы и Георгиевского монастыря живет эндемический наземный моллюск — улитка Криницкого, родственная обычной садовой улитке.

Из членистоногих можно отметить пресноводного краба, живущего под камнями в некоторых речках Крыма. Вообще, крабы — жители морей. Этот краб — исключение. Пресноводный краб встречается спорадически в пресных водах Западной Европы и на Кавказе. Это животное южных стран, и его присутствие в Крыму характеризует общий облик крымской фауны.

Из того же класса членистоногих встречаются в Крыму характерные представители отряда многоножек. Это — сколопендра и мухоловка-многоножка. Сколопендра длинная, около 10 см; многоножка черно-зеленоватого цвета с бронзовым отливом, с рыже-желтыми крепкими ногами и головой. Как и большинство многоножек, живет она под камнями. Сколопендра опасна своими ядовитыми (но не смертельными) укусами, вызывающими сильное воспаление. Распространена она в Крыму в полосе предгорий и на Южном берегу.

Многоножка-мухоловка встречается в тех же районах, что и сколопендра. Это боязливое и не только безвредное, но даже полезное ночное насекомое, истребляющее комнатных мух. Среди многоножек (их насчитывают в Крыму 42 вида) много эндемиков.

Из стоящего в том же классе членистоногих отряда Arachnoidea в Крыму встречаются: сольпуга или фаланга, пауки-тарантулы и паук каракурт. Сольпуга — ядовитое паукообразное, довольно большое животное, серо-желтоватого цвета, с длинными ногами. В Крыму оно водится в полосе предгорий и на Южном берегу. Реже встречается и по берегам северной части полуострова.

В садах Крыма нередко встречается большой сине-фиолетовый жук, относящийся к семейству жужелиц. Этот жук принадлежит к эндемическому для Крыма виду и занесен в “Красную книгу”. В лесах около Чатыр-Дага под опавшей листвой нередко можно найти другую жужелицу, тоже фиолетового цвета, но меньших размеров. Это так называемая жужелица Дежана — вид, свойственный только горным лесам Крыма.