Бабочки, Чешуекрылые. Отряд: Lepidoptera = Чешуекрылые (Бабочки).Класс Насекомые - Insecta

Отряд: Чешуекрылые (Бабочки)

ФотоОтряд: Lepidoptera = Чешуекрылые (Бабочки)

Читать дополнительно:* Перелеты бабочек  * Бабочка-кровопийца!;  * Подалирий * Тутовый шелкопряд * Мимикрия бабочек (подражательная окраска); * О размножении бабочек-монархов

Биология бабочек: Гусеницы бабочек;(2);(3);(4); Яйца бабочек;Голубянки и муравьи (Мирмекофилия); Смотреть видео: Миграции походных шелкопрядов

Чешуекрылые, или бабочки (Lepidoptera Linnaeus, 1758), отличаются от других отрядов насекомых, такими признаками как сосущие ротовые органы имеющие вид тонкого свёртывающегося хоботка, цветным чешуйчатым покровом крыльев, а также развитием с полным превращением, т.е. наличием в их развитии гусеницы, представляющей собой червеобразную личинку, и куколки.

Мельчайшие чешуйки, расположенные на крыльях бабочек, послужили основой для присвоение название отряду этих насекомых - "Чешуекрылые", так как они их главный отличительный признак.

Бабочки широко распространены во всех странах, начиная с самых холодных, но особенно многочисленны они в тропиках, где и окрашены бабочки ярче. Только в Европе и aзиатской части России в настоящее время насчитывается около 3,5 тысяч видов бабочек.

Отряд чешуекрылые условно подразделяется на две большие группы: дневные и ночные бабочки. Дневные чешуекрылые характеризуются дневным образом жизни, у них на голове булавовидные антенны, а широкие крылья, во время отдыха поднимаются над телом вверх.

Ночные бабочки, как говорит само их название - активны в вечерние и ночные часы суток, антенны у них нитевидной или перистой формы. Свои крылья ночные бабочки в покое держат либо плашмя, либо складывают их над телом в виде крыши или домиком. Тело взрослых оосбей бабочек, как у других насекомых, делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко. Тело бабочек снаружи покрыто наружным скелетом, роль которого выполняет твёрдый хитиновый покров, надежно защищающий их нежные и мягкие внутренние органы.

К груди прикреплены три пары ног,  хотя передние ноги у некоторых дневных бабочек могут быть редуцированы. Их трубчатый хоботок образован из видоизмененных максилл (нижних челюстей).Yponomeuta evonymella L. = Горностаевая черемуховая моль

Гусеницы бабочек

Жизненный цикл бабочек включает четыре фазы: яйцо, личинка (или гусеница), куколка и взрослое насекомое или имаго: самец или свмка. Поэтому бабочки относятся к насекомым с полным превращением, или голометаморфозом.

Стадии метаморфоза и образ жизни бабочек и их личинок разнообразны (разное число линек на стадии гусениц, разные способы окукливания и т. д.). У разных видов длительность цикла развития от яйца до взрослой особи неодинакова — от нескольких недель (например, у огнёвок) до нескольких лет (у некоторых ночных бабочек).

Размножение: В биологии размножения бабочек важную роль играют расцветка и форма крыльев (привлечение партнёров), а также сложные формы ухаживания (брачные полёты и танцы). Некоторые виды характеризуются половым диморфизмом — различиями в расцветке и размерах (самки крупнее самцов), бескрылостью самок (у некоторых ночных бабочек). Отыскиванию партнёрами друг друга способствуют сильно пахнущие химические вещества (феромоны), вырабатываемые самцами дневных бабочек и самками ночных видов.

Яйца бабочек

Спаривание происходит на земле или растении и длится от 20 минут до нескольких часов; всё это время спаривающиеся особи сохраняют неподвижность.

Самки откладывают яйца на листья, стебли или ветки растений. Их число в кладке зависит от вида и может быть больше 1000, однако до взрослой стадии выживат не многие. У многих видов умеренного пояса отложенные осенью яйца зимой находятся в состоянии глубокого покоя (диапаузы). Вышедшие весной из яиц личинки очень активны и потребляют много пищи и кислорода, которые обеспечивают их рост и развитие.

Многие гусеницы имеют защитные приспособления, спасающие их от многочисленных врагов: предостерегающую яркую расцветку, густые волоски, маскирующую или мимикрирующую окраску и форму тела, выделение неприятного запаха, накопление в теле ядовитых веществ.

Источник: http://ru.wikipedia.org