Кожные покровы рыб. Кожа рыб. Плавание рыб. Анатомия рыб: строение, форма

Анатомия рыб: строение, форма, цвет

Кожные покровы рыб.

Кожные покровы рыб выполняет такие важные функции, как защита организма от воздействия внешней среды; участие в обмене веществ (осморегуляция, кожное дыхание) и роль органа чувств (в коже располагаются различные чувствительные клетки).

Кожа рыб - двухслойная: верхний слой – эпидермис, эктодермального происхождения, нижний – дерма (кутис, кориум), мезодермального происхождения, а границей между ними служит базальная мембрана. А подстилает кожу подкожная соединительная ткань с жировыми клетками.

Эпидермис у круглоротых и рыб состоит из нескольких рядов эпителиальных клеток, верхние слои которых ороговевают и постоянно отторгаются. В эпидермисе большинства рыб содержится много различных чувствительных клеток и свободных нервных окончаний. Кровеносные сосуды в эпидермисе отсутствуют. В дерме располагаютсч и нервы, и кровеносные сосуды.

В строении кожи круглоротых и рыб имеются существенные различия. Так у круглоротых кожа голая, без чешуи и покрыта тонким слоем кутикулы. Эпидермис круглоротых содержит большое количество слизистых клеток. Миксины (в отличие от миног) имеют расположенные вдоль боковой линии многоклеточные слизистые железы, выделяющие значительное количество слизи. Дерма, подстилающая эпидермис, состоит из соединительной ткани с волокнами, расположенными в продольном и поперечном направлениях. У круглоротых пигментные клетки расположены на границе между дермой и подкожной соединительной тканью.

Строение кожи рыб, включающая три слоя, во многом зависит от их образа жизни. В среднем слое находятся железистые клетки, вырабатывающие слизь, функции которой сводятся: к уменьшению трения рыбы о воду; и к защите (бактерицидные свойства, коагуляция взвешенных в воде частиц, предохранение жабр от засорения). Исследования показали, что слизь у разных групп рыб различается по биохимическому составу. Так, в слизи рыб, плавающих с высокими скоростями, белков больше, чем у медленноплавающих.

Дерма рыб выполняет опорную функцию си остоит из соединительной ткани с большим количеством коллагеновых волокон. У большинства рыб дерма включает верхний слой в виде тонкой прослойки рыхлой соединительной ткани, окружающей чешую; и нижний слой из плотной соединительной ткани.

У медленно плавающих рыб дерма развита слабо, а у быстроплавающих рыб толщина дермы увеличивается, особенно в хвостовом отделе. Под дермой расположен подкожный слой, состоящий из рыхлой соединительной ткани с жировыми клетками. Интересно то, что подкожный слой хорошо развит у костистых рыб, а у акул он на большей части тела отсутствует...