Древнейший предок человека. С деревьев на землю. Приматы, обезьяны, космос, интересные факты. Макака-резус. Macaca mulatta Zimmermann = (Макак-)резус

Древнейший примат

Отряд: Primates Linnaeus, 1758 = Приматы

Найден древнейший предок человека

Читать дополнительно: История приматов

Раскопанный в Германии скелет доисторического примата оказался недостающим звеном в эволюции человека. У хвостатой самки обнаружились ногти, пять пальцев и такая же таранная кость, как и у высших обезьян.

Международная группа ученых объявила о завершении исследования по изучению скелета примата, найденного в немецком карьере Мессель. Европейские ученые склонны считать этого зверя недостающим звеном в эволюции человека, поэтому новый вид, живший 47 млн лет назад, получил свое официальное имя в честь Чарлза Дарвина — Darwinius masillae.

«Это маленькое существо расскажет о нашей связи с остальными млекопитающими. Оно единственное, которое напрямую нас роднит. Недостающее звено наконец-то найдено», — радуется знаменитый британский натуралист Дэвид Аттенборо.

Пратетя

Сотрудник франкфуртского НИИ Сенкенберга Йенс Францен призвал быть осторожным: «Это не наша прапрапрабабушка, но возможно, прапрапратетя».

Скелет был раскопан в 1983 году и хранился в частной коллекции, пока его не продали в университет Осло в 2006 году. Группа норвежских исследователей во главе с Йорном Хурумом была потрясена тем, что заполучила столь древний скелет (эпохи эоцена), и уникальной анатомией зверя.

Древний примат очень хорошо сохранился, утонув в вулканическом озере. До сегодняшнего дня дошло 95% скелета, при этом кости в отличном состоянии. Примат оказался самкой, которая по размеру не превышала кошку и скончалась в возрасте девяти месяцев, то есть еще очень молодой. В честь дочери Хурума примата в обиходе прозвали Идой, сообщает Reuters.

Степень родства Иды с человеком пока не установлена.

Справка: Древнейший примат - Им считается Plesiadapis, который жил около 55−58 млн лет назад. Это похожее на белку когтистое существо обитало в Северной Америке и Европе.

В одном ученые уверены: найденный примат стал древнейшим представителем подотряда сухоносых, к которому принадлежат человекообразные обезьяны и который считается самым развитым в эволюционном отношении подотрядом приматов.

Некоторые анатомические особенности Иды роднят ее с высшими обезьянами: идентичная форма таранной кости стопы, стереоскопическое зрение, пять пальцев с ногтями на всех четырех конечностях. Для сравнения, современные лемуры до сих пор орудуют когтями.

Содержимое желудка примата хорошо сохранилось. Палеонтологи полагают, что самка вела ночной образ жизни и питалась фруктами, листьями и семечками.

Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE. Официальная презентация работы состоялась в Нью-Йорке.
Американский скепсис

Американские ученые не склонны видеть в Иде прямого предка человека. По мнению профессора анатомии Джона Флигля из университета Нью-Йорка, команда Хурума предъявила ничтожно малое доказательство связи Иды с человекообразными обезьянами — антропоидами. «Честно говоря, в исследовании практически ничего не говорится о происхождении антропоидов», — отметил Флигль в интервью Associated Press. Профессор анатомии похвалил европейских коллег за проделанную «экстраординарную» работу по сбору информации о скелете и выразил надежду, что это поможет узнать больше об эволюции приматов.

Музей естественной истории Нью-Йорка готовит об Иде книгу и документальный фильм. Находка классифицируется в них как «революционная, которая принципиально изменит наше знание о приматах».

Законсервированные животные Месселя

Раскопки в Месселе ведутся с 1974 года. Уникальные условия вулканического озера Месселя позволили законсервировать фауну эоцена: найденные жуки сохранили свои краски, а у ядовитых ящериц до сих пор видны протоки ядовитых желез в зубах. Ископаемые находки из карьера занесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самой знаменитой находкой в Месселе являются останки примитивной лошади, размер которой не превышал 30 см.

В марте археолог Штефан Шааль из Музея естествознания Шенкенберга представил скелет первичного копытного Kopidodon macrognatus. Это похожее на белку млекопитающее жило вместе с Идой, тоже лазало по деревьям и питалось фруктами. Отличие в том, что потомки копидодона превратились в огромных копытных, а наследники Иды (насколько прямые, еще предстоит выяснить) отправились в космос.