(Обыкновенный, сростнопалый) сиаманг. Hylobates syndactylus Raffles, 1821 = (Обыкновенный, сростнопалый) сиаманг. Hylobatidae Gray, 1870 = Гиббоновые, малые человекообразные обезьяны, ГИББОНЫ

Вид: Обыкновенный сиаманг

Вид: Hylobates syndactylus = Обыкновенный сиаманг

Сиаманг - наибольшие по размерам и самые темные разновидности гиббонов, встречающиеся в тропических горных лесах на Малазийском полуострове и Суматре. Слово сиаманг заимствовано из малайского языка, где слово "Si-amang" служит для обозначения этого гиббона (в слове Si-amang, Si - приставка, правильнее было бы , назвать это животное «аманг»).

Сиаманги имеют в длину - 71-90 см, а вес взрослых животных колеблется в пределах 10 - 14 кг. Самцы несколько крупнее самок.

Тело сиаманга покрыто длинными, плотными, косматыми волосами, исключительно черного цвета. У них маленькая голова, лицо почти безволосо, мозговой отдел сравнительно большой. Они имеют светлые усы и бороду, темные глаза, маленькие ноздри, и черную как смола кожу. Хвост отсуствует.

Их руки в 2.3-2.6 раза длиннее тела, в размахе они достигают до 1.5 метров. По строению руки сиамангов очень похожи на наши; они имеют четыре длинных пальца плюс более маленький противопоставленный палец. ФотоНа ногах имеется также пять пальцев, в том числе большой противопоставленный палец. Второй и третий пальцы на задних ногах объединены складкой кожи.

Сиаманг может схватить и нести предметы как в своих руках, так и ногах. Когда они раскачиваются на деревья, они используют четыре пальца их рук подобно крюку (но при этом большой палец они не используют).

Сиаманги обоих полов имеют длинные хищные зубы, противопоставленные пальцы на руке, а на ноге большой палец глубоко отделен от ноги.

Сиаманги, как и другие гиббоны очень певучие приматы. Их песни слышны на расстоянии более чем 4 км благодаря горловым резонаторам. Горловой мешочек-резонатор практически лишен волос и расположен под подбородком; он расширяется в процессе пения и служит для усиления воспроизводимых ими звуков.

Главная песня сиамангов – совместный парный дуэт самки и самца, при этом самки воспроизводят самые протяжные звуки. Фото

Сиаманги ведут преимущественно древесный образ жизни, большую часть времени проводя в кронах деревьев на высоте 25 метров или больше. По деревьям эти животные двигаются акробатическим покачиванием на руках через ветви, прыгая таким способом с одного дерева на другое. Двигаясь медленно, они раскачаются много раз подобно маятнику, затем они хватают следующую ветвь и бросая предыдущую. Двигаясь быстро, они часто выпускают предыдущую ветвь еще перед тем, как схватят следующую, таким образом, что их тело свободно пролетает по воздуху. Зарегистрированы их 8 - 10 метровые полеты. Сиаманги, однако, двигаются меньше и медленнее, чем большинство разновидностей гиббона.

По земле сиаманги передвигаются двуногим (бипедальным) способом. Плавать он не может, поэтому открытой воды избегает.

В отличие от других обезьян, сиаманги, как и другие гиббоны не делают гнезд для сна. Они просто спят (сами или с несколькими индивидуумами, собравшимися вместе) в развилке между ветвями. Они спят усевшись вертикально, отдыхая на своих жестких кожаных подушках, размещенных на их задней части (эти подушки называются еще седалищными мозолями).

После утреннего пения сиаманги приступают к поискам продовольствия. Они обычно кормятся около пяти часов, чтобы съесть достаточное количество еды. Через примерно 8-10 часов активной дневной деятельности, они возвращаются к своему постоянному месту сна.

Питаются сиаманги большей частью молодыми побегами растений, листьями и плодами. В их рационе побеги и листья составляют 43-48% пищи, что больше чем у любого другого вида гиббонов. Примерно сорок процентов рациона - плоды. Другие части растений, а также насекомые, яйца птиц и другие маленькие позвоночные животные составляют остальное. Фото

Сиаманги, подобно другим гиббонам, регулярно пьют воду. Для этого они опускают свою заросшую мехом руку в воду, а затем слизывает стекающую жидкость.

Сиаманги – социальные животные; живущие на семейном участке, площадь которого зависит от обилия и доступности кормов, и в среднем составляет в 28-95 акров. Они имеют самую маленькую семейную территорию, по сравнению с другими гиббонами. В состав их семейной группы входит размножающаяся пара, являющаяся основой группы, и до трех разновозрастных молодых животных из их же потомства.

Встречаются в природе и одиночные индивидуумы, наблюдаемые в лесах - наиболее вероятно что это полувзрослые особи, ищущие себе пару.

Сиаманги чрезвычайно территориальны, а границы участков поддерживаются в нерушимости в основном благодаря дуэтным песням. Дуэтное пение обычно начинаются с "глухого, глубокого, подобного до звонка тона", продолжается с прерыванием, а завершается криком, напоминающим высокотональный смех. Во время пения самец и самка находятся рядом друг с другом и самцы при этом часто раскачивается на ветвях в течение песни.

Когда самозванец (в том числе и человек) заходит на их территорию, самец противостоит ему, а самка, тем временем, обычно скрывается с поля зрения. Внутривидовые противостояния часто сопровождаются преследованиями на больших скоростях по ветвям деревьев высоко над землей. При этом оба пола участвуют в отстаивании своих границ от других групп гиббонов.

У сиамангов, как социальных существ, хорошо развиты различные формы коммуникации. Основные формы коммуникаций, используемые этим видом: звуковая (или голосовая) и тактильная (осязательная). Проснувшись на восходе солнца они исполняют свой утренний "концерт" для самоутверждения. Вокальная коммуникация в виде утреннего дуэтного пения очень важна в установлении границ семейных территорий и парных семейных отношений.

Осязательную коммуникацию эти животные используют не часто. Взаимный уход за шерстью партнера и физическая агрессия - два примера ее. Чистка шерсти - один из самых важных социальных контактов сиамангов, на выполнение которой взрослые животные тратят около 15 минут в день. Уход - показ влияния и положения в группе: более доминантная особь получает больше ухода, чем предоставляет другим сама. Взрослый самец может чистить шерсть самок и полувзрослых самцов, но в брачный сезон, он концентрирует больше внимания на самке.

Сиаманги, как и другие приматы используют при контактах визуальные сигналы: выражения лица, позы тела и жесты.

Хищники, нападавшие на сиамангов не регистрировались. Вероятно, что крупные пернатые хищники представляют большую угрозу для молодежи, а некоторые плотоядные животные и крупные змеи, возможно, также могут охотиться на молодых животных. А продолжительность жизни составляет около 25 лет.

Сиаманги– моногамные единобрачные животные. Особи этого вида создают пару на всю жизнь, и обычно не создают новой пары, если даже умирает один из них.

После 230-235 дней у сиамангов обычно рождается один детеныш, как исключение - двойня. Тело новорожденных сиамангов покрыто довольно редкими волосами, а сами малыши весят при рождении только около 6 унций. Новорожденные плотно прицепляются к шерсти на животе матери, где практически постоянно находятся в течении их первых 3-4 месяцев жизни. Самка нянчит молодежь до двухлетнего возраста, когда прекращает кормить их молоком.

Самцы участвуют в родительской опеке и в частности в транспортировке молодежи. Старшие дети этих же родителей, обычно, также помогают в уходе за своими более молодым братьями и сестрами. Полувзрослые детеныши оставляют семейство только после достижения возраста между пятью и шестью годами, когда они достигают сексуальной или воспроизводительной зрелости.

Отдельная самка за свою репродуктивную жизнь рождает обычно не более чем 10 детенышей.

Хотя мозг сиаманга высокоразвит, он не очень легко приспосабливается к изменению окружающей среды. Симангов часто держат, как домашних баловней; их используют и в изучениях поведения приматов. Много зоопарков демонстрируют акробатически подвижных сиамангов на потеху зрителей.

Всем разновидностям гиббона очень угрожает сведение леса, уничтожение и фрагментация местообитаний. В настоящее время только 4% из их мест обитания находится в защищенных территориях. Сиаманг внесен в список к IUCN как вид подвергнутый опасности и в Приложение I конвенции САЙТС.