Карликовый сиаманг [гиббон], гиббон Клосса. Hylobates klossii Miller, 1903 = Карликовый сиаманг [гиббон], гиббон Клосса. Hylobates agilis F.Cuvier, 1821 = Быстрый [чернорукий] гиббон. Hylobatidae Gray, 1870 = Гиббоновые, малые человекообразные обезьяны, ГИББОНЫ

Вид: Карликовый сиаманг, гиббон Клосса

Вид: Hylobates klossii = Карликовый сиаманг, гиббон Клосса

Карликовые гиббоны живут в вечнозеленых тропических дождевых лесах на островах Ментавая, расположенных к западу от Западной Суматры в Индонезии.

Карликовый гиббон или гиббон Ментавая имеет относительно короткую морду, сравнительно длинное предплечье, и длинные пальцы, способствующие хорошему захвату при передвижению по ветвям деревьев. На голове у них имеется корона из волос, а на шее - горловой мешочек, выполняющий роль резонатора во время их пения.

Пение карликовых гиббонов рассматривается как самое красивое пение среди всех гиббонов. Самцы и самки поют песни значительной продолжительности и очень мелодичные, или в одиночку, или в дуэтах, особенно в течение утра и вечера. Пение гиббонов предназначено для того, чтобы предупредить других животных о занятости данной территории, и они способствуют укреплению семейных уз.

Карликовые гиббоны в среднем весят около 6 кг, а их тело покрыто шерстью монохроматически черного цвета, причем особи обоих полов во всех возрастах окрашены одинаково.

Карликовые гиббоны дневные и древесные животные. Данных об их продолжительности практически нет, предположительно в природе они живут – около 20-25 лет, в неволе – до 40 лет. Врагов практически нет. Фото

Благодаря своим очень длинным и цепким рукам, они легко перемещаются от ветки к ветке высоко в кронах деревьев благодаря использованию раскачивающих движений.

По земле и толстым ветвям эти приматы могут передвигаться и бипедальным способом, закинув руки за спину или подняв их над головой. В этом случае руки выполняют роль балансира, помогая сохранить равновесие.

Живут карликовые гиббоны в семейных группах, состоящих из размножающейся пары и их потомства, с социальным уходом, помогающим поддерживать тесные дружественные отношения в группе.

Карликовые гиббоны - фруктоеды, они питаются различными зрелыми плодами, в частности фикуса, а также они при возможности поедают насекомых и их личинок, птичьи яйца и других маленьких позвоночных животных. Но в целом растительная пища в рационе карликовых гиббонов составляет около 72% и только 25% - животная пища. Фото

Песня у гиббонов большей частью служит для определения отношений между особями такого же пола; песня самца вероятноно предназначена для привлечения особей противоположного пола.

Исследователи обнаружили два сигнальных вызова, производимые взрослыми обезьянами, которые обеспечивают хорошую территориальную привязку и слышатся на намного больших расстояниях, чем это требуется, чтобы сигнализировать о чем либо свое семейство. Такая звуковая коммуникация имеет важное значение при создании молодыми животными своих собственных воспроизводительных групп, их границ, а также она позволяет предупредить соседних родственников о присутствии и расположении возникшей опасности.

Карликовые гиббоны живут в семейных группах, которая занимает в лесу достаточно большую область, которая позволяет кормиться им круглый год не покидая ее границ. Состав семейной группы - размножающаяся пара и до 3-4 разновозрастных детенышей не достигших половозрелости. Как правило животный одной семейной группы находятся не далее 10 метров друг от друга, поддерживая визуальный и голосовой контакт. Социальный уход в виде чистки шерсти других особей семейной группы используется, для укрепления дружественных отношений между индивидуумами группы. Фото

Площадь семейной территории приблизительно равна 20-30 гектарам. Группа активно защитит ядро этой области от вторжения сюда других групп гиббонов. Конфликт между группами минимизирован, потому что самец – хозяин участка поет песню, чтобы продемонстрировать свою готовность защитить территорию группы. Он может показать свое доверительное отношение или готовность защитить свою территорию продолжительностью и сложностью его нанограмм.

Взрослый самец поет обычно за час перед рассветом. Он поет и на протяжении дня, при этом периоды затишья между песнями могут составлять от 10 минут вплоть до 2 часов. Фото

Спят и отдыхают карликовые гиббоны высоко в кронах деревьев сидя, обхватив своими руками колени и опустив на них голову.

После достижения половозрелости, примерно к 7 годам, молодые животные покидают семейную территорию на которой родились, останавливаясь где-нибудь на ее периферии. Самцы разыскивают свободную, не занятую территорию куда своими сольными песнями привлекают молодую самку. Так они создают новую семейную группу.

Карликовые гиббоны - единобрачные животные, выраженной сезонности в размножении нет.Самцы устанавливают границы своей территории перед спариванием, возможно и с помощью своих родителей. Единственный детеныш у самки обычно появляется с промежутком примерно в два – три года, после 7 - 8 месяцев беременности. Молодежь отнимается от груди к концу второго года жизни, а полностью созревает к семи годам.

Карликовый гиббон – вид, подвергнутый опасности уничтожения. Он внесен в Список Конвенция Сайтс, по которой запрещается любая международная торговля особями этого вида.

В настоящее время в оставшихся после массовых рубок леса местах обитания вида их плотность достигает 20 или больше особей на 1 км.2. Карликовому гиббону угрожает и браконьерская охота, которая наряду с потерей основных мест обитания ведут вид к гибели.