КАРАСЬ СЕРЕБРЯНЫЙ карась (Carassius auratus), рыба наших водоемов, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Серебряный карась (Carassius auratus)

Класс: Actinopterygii Klein, 1885 = Лучепёрые рыбы
 Подкласс: Neopterygii Cope, 1871 = Новопёрые рыбы
    Отряд: Cypriniformes = Карпообразные
   Семейство: Cyprinidae = Карповые
  Род: Carassius Nilsson, 1832 = Караси
Вид:  Carassius auratus = Серебряный карась
Вид:  Carassius carassius = Золотой карась

Вид:  Серебряный карась (Carassius auratus)

Читать дополнительно: Карась золотой
Читать: Рыбалка: Карась серебряный

Серебряный карась характеризуется серебристой окраской боков и брюшка, черным цветом брюшины, и в отличие от обыкновенного карася у него имеется большее число жаберных тычинок.

Обитает серебряный карась в водоемах бассейнов Дуная, Днепра, Прута, Волги, сибирских рек вплоть до Колымы, в бассейне Амура и других реках Дальнего Востока.

В пределах ареала серебряный карась образует два подвида: китайского серебряного карася (С. auratus auratus), и обыкновенного серебряного карася (С. auratus gibelio). Первый вид населяет водоемы Китая, а второй живет в бассейне Амура, в водоемах Сибири и в Европе. Караси издавна широко расселяются человеком, а серебряный карась завезен в Северную Америку, Западную Европу, Таиланд, Индию. По сравнению с золотым карасем серебряный карась более привязан к большим водоемам - озерам и рекам. Он растет в нормальных условиях несколько быстрее золотого карася, и при этом достигает в длину 45 см, а весят такие особи 1 кг и более. В его рационе большое значение имеет зоо- и фитопланктон.

В настоящее время серебряного карася разводят в самых разнообразных прудах. Они прекрасно себя чувствуют при подсадке в карповые пруды, а также могут жить и там, где карп не может жить.

Самки серебряного карася достигают половой зрелости в возрасте 3—4 лет.У серебряного карася в различных частях современного ареала может наблюдаться самое разнообразное соотношение полов. На востоке, например, в бассейне Амура, как правило, самцов бывает намного меньше, чем самок. На западе, например, в некоторых прудах Белоруссии, самцы и самки встречаются почти в равном количестве. А в Крыму примерно на 100 самок может быть от 5 до 30 самцов. Однако чаще всего встречаются популяции, где самцы практически отсутствуют или среди самок встречаются единичные особи самцов. В таких практичеики однополых популяций самки размножаются при участии самцов других, близких по экологии размножения, видов рыб - золотого карася, линя, карпа.

Из такой икры в потомстве получаются только самки, которые практически ничем не отличающиеся от материнских особей. Это происходит благодаря тому, что при этом способе развития спермии самцов других видов рыб, проникют в яйцеклетку, но не оплодотворяют ее, а лишь стимулирует дальнейшее развитие яйцеклетки. Такой способ размножения отличается от партеногенеза, так как без осеменения икра не может начать развиваться и вся погибает. Поэтому такой способ размножения носит название гиногенеза, что в переводе на русский язык означает "рождение самок". Средняя плодовитость самок серебрянного карася составляет 160—400 тыс. икринок.

Специальное изучение свойств спермиев самцов серебряного карася показало, что в популяциях, где самцы составляют малую часть стада, их способность к оплодотворению икры ограниченна, а роль их спермиев подобна роли самцов друих видов. Самцы двуполых популяций не проявляют никаких признаков ограниченной способности к оплодотворению. Очевидно, обе категории самцов отличаются по своей наследственной природе; возможно, что и самки из двуполых популяций отличаются от самок однополых популяций. В то же время интересно отметить, что однополые популяции под влиянием внешних условий могут изменяться и в них появляются в значительном количестве самцы. Такое явление наблюдается при снижении кормности водоемов, при периодических заморах, т. е. при значительном ухудшении условий жизни. В этих случаях популяции реагируют замедлением темпа роста, появлением и возрастанием числа самцов, карликовостью самцов (часть из них созревает в возрасте одного года). Особи двуполых популяций отличаются лучшим выживанием, более ранним созреванием самок, но отстают в росте. Поэтому в прудовых хозяйствах культивируют однополые популяции карася.

Серебряный карась отличается удивительной пластичностью, и является прекрасным объектом для селекционной работы. Хорошо известная и широко распространенная золотая рыбка представляет собой хромиста серебряного карася. Золотая рыбка была выведена от серебряного карася в Китае почти тысячу лет назад, а в настоящее время они одни из самых популярных аквариумных и прудовых рыбок.