Данио рерио Danio rerio, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Данио рерио Danio rerio

Читать дополнительно:Данио рерио

Данио рерио может стать альтернативой лабораторным мышам

Данио рерио или "рыба-зебра" (zebrafish) в настоящее время привлекает все более пристальное внимание ученых-экспериментаторов. Она подобно червю Caenorhabditis elegans, может стать существенным подспорьем для биологов, изучающих регуляцию развития многоклеточного организма на различных уровнях - от генного до тканевого и организменного. Хотя в настоящее время большинство таких исследований проводят на лабораторных мышах и крысах, однако отмеченный быстрый рост популярности данио рерио в качестве лабораторного животного позволяет говорить о появлении достойного конкурента лабораторным млекопитающим.

Чем же так притягательна "рыба-зебра" для различных исследований в лабораториях мира?

Хотя данио рерио явлдяется весьма отдаленный родственник млекопитающих, однако рыбка-зебра имеет много схожего с ними как во внутреннем строении, так и в процессах эмбрионального развития. Многие ее органы и ткани, в частности сердце, почки, а также соединительные ткани (кости, хрящи, кровь) во многом аналогичны таковым высших позвоночных. И что очень важно, рыбка-зебра гораздо плодовитее даже самых плодовитых мышей. Половозрелая самочка данио рерио способна каждые 4-5 дней откладывать до 200 икринок. А следить за развитием эмбрионов у данио рерио, в отличие от мышей, можно прямо в чашке Петри. При этом на первых порах развития икринки абсолютно прозрачны, что значительно облегчает задачу изучения эмбрионогенеза. Немалую роль играет и то, что данио рерио, как аквариумную рыбку, гораздо легче и много дешевле содержать, чем, напрмер, тех же мышей. Все это вместе и определяет лавинообразно нарастающий интерес к этой рыбке, как объекту изучения процессов эмбриогенеза.

Геном Danio rerio уже расшифрован и он составляюет примерно половину человеческого. Ученые вовсю осваивают нэту экспериментальную модель, учатся "включать" и "выключать" определенные гены, исследуют особенности кровообразования данио, используя трансгенных рыбок-зебр с флуоресцирующими кровеносными сосудами. Они искусственно получают рыбок с определенными пороками, свойственными и человеку, такими как, например, Т-клеточная лейкемия.

Тайваньские исследователи ка бы усовершенствовали рыбок-зебр, в результате чего они порадовали аквариумистов новой формой данио - флуоресцирующей зеленым светом рыбкой. Для этого трансгенным рыбкам были пересажены гены медузы и им было дано название "Ночная Жемчужина" ("Night Pearl"). Новая разновидность пользуется большим спросом среди любителей аквариумистов.

Природоохранные организации смотрят на данную проблему с другой стороны. Они выражают тревогу, что химерная раса данио в случае скрещивания с природными собратьями может нарушить экологическое равновесие, поэтому защитники окружающей среды постановили проводить обязательную стерилизацию этих рыбок. Ученые подчинились этому требованию, но продолжили дальнейшее расцвечивание "рыбки-зебры", и заставили ее флуоресцировать одновременно двумя цветами - зеленым и красным. Для получения красного свечения этим рыбкам был "подсажен" соответствующий ген одного из морских кораллов.