Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные

Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные

Систематика :Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные

Большинство представителей отряда (семейство утиные) — водоплавающие птицы с характерным обликом гуся, лебедя, утки, их масса колеблется от 260 г до 15 кг. Утиных нередко называют пластинчатоклювыми — по краям уплощённого клюва у них развиты ряды роговых пластин для процеживания воды или ила при поисках растительного корма. У ряда групп пластинки преобразовались в острые роговые зубцы, служащие для удержания живой добычи (крохали, некоторые нырковые утки), или крепкого захвата стеблей и листьев наземных травянистых растений (гуси, казарки).

Большинство видов связаны с пресными водоёмами, есть морские формы. В качестве черт, указывающих на водный образ жизни, можно указать на следующие: тело утиных обтекаемое, хорошо развит подкожный слой жира, оперение плотное, водонепроницаемое, ноги короткие и широко расставленные. Крылья относительно короткие, заострённые, полёт быстрый, маломаневренный, есть нелетающие виды. Многие хорошо ныряют, погружаясь за моллюсками на дно или преследуя рыбу в толще воды. Лебеди способны доставать корм с глубин, опуская голову на длинной шее, гуси часто «пасутся» на суше. У гусей и лебедей в заботе о потомстве принимают участие оба родителя, у большинства уток — только самка (для них характерен половой диморфизм в окраске).

Гнёзда на земле, реже в норах, дуплах, в кладке до 12 яиц, птенцы выводкового типа. Для северных видов характерны сезонные миграции. Традиционные охотничьи объекты, некоторые одомашнены. Представители второго семейства — паламедей — внешне сходны с крупными куриными, у них относительно длинные ноги, пальцы на которых не соединены перепонками, короткий клюв без цедильного аппарата. Они не плавают, но хорошо летают, могут парить.

Гусеобразные — древний отряд, очевидно родственный куриным. Паламедеи (3 вида) обитают в Южной Америке, утиные (150 видов) — по всему миру.

Гусеобразные

Птиц этого отряда называют «пластинчатоклювые»: по внутренним краям клюва почти у всех мелкие пластинки, своего рода цедилка или сито такого же примерно типа, каку фламинго. В последнее время, однако, пластинчатоклювых стали называть гусеобразными, по той причине, что у паламедей пластинок в клюве нет. Птицы водоплавающие. По-видимому, 50 миллионов лет, назад, может быть, и раньше произошли от общих с фламинго и голенастыми предков. Тип развития выводковый: через несколько часов или на второй-третий день птенцы уходят с родителями из гнезда к воде, хорошо уже плавают и ныряют.

Два семейства. По мнению других орнитологов, подотряда. Первое — паламедей. Три вида в Южной Америке. Цедильных пластинок на клюве и плавательных перепонок на лапах нет, но плавают хорошо. Довольно крупные птицы, длиной до 80—90 сантиметров и весом в 2—3 килограмма, внешне больше похожи на кур, чем на гусей. На переднем сгибе крыла по два острых роговых шипа. Их не без успеха применяют паламедей, отбиваясь от врагов, и в драке между собой. У рогатой анхимы, кроме того, еще и на лбу тонкий длинный, до 15 сантиметров, роговой вырост. Он торчит вперед словно прут, выросший между глаз! Питаются растениями, живут в болотах и лесах у воды. Любят сидеть и спасаться от врагов на деревьях. Голоса у многих мелодичны, но бывает и гогот, похожий на гусиный. Недалеко от воды строят на земле или даже на мелкой воде большие гнезда. Оба родителя, внешне похожие, насиживают 2 (рогатая анхима) или 5 — 6 яиц.

Второе семейство — утиные птицы. 142—146 видов в странах всего света, кроме Антарктиды, Сахары и Аравийского полуострова. В СССР 57 видов. У всех внутри по бокам клюва цедильные поперечные пластинки или бугорки, а три передних пальца на ногах соединены широкими плавательными перепонками (только у гавайской казарки и австралийского полулапчатого гуся недоразвитые крохотные перепонки соединяют самые основания пальцев). Большая копчиковая железа. Хорошо развиты обонятельные полости, по-видимому, у многих неплохое обоняние. Утки, например, по запаху находят мясо под снегом, чуют и охотника, если он подходит по ветру. Моногамы. Полигамия исключение (мускусные утки и шишконосые гуси). Самцы и самки окрашены одинаково (у гусей, лебедей) или по-разному (у многих уток преимущественно умеренных и северных широт).

В кладке до 16 яиц. Насиживают 20—43 дня обычно только самки. Лишь у черных лебедей, древесных уток и полулапчатых гусей — также и самцы. Под яйца самка подстилает выщипанный у себя пух. Уходя с гнезда, прикрывает им и растениями яйца.

Есть плохо летающие или вообще нелетающие виды. Все прочие летают хорошо, но планировать не умеют (паламедеи планируют!). Половозрелостъ у уток в возрасте около года, но у гаг на третьем году. Гуси первый раз размножаются трехлетние, а лебеди — в 4—5 лет.

Сравнительно небольшие (200 граммов — африканские карликовые утки), среднего роста (1,4 килограмма — кряковая утка) и крупные птицы (до 14 и даже будто бы до 22 килограммов — лебеди).