Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные

Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные

Читать об отряде Дятлы :[1]; [2]; Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные

Смотреть: Мультики про дятла

Фото дятел

Дятлы – это дневные птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни и имеющие крупную голову на недлинной шее. Для дятлов характерны короткие и сильные ноги с обычно двумя пальцами направленными вперёд. Размеры у большинства представителей мелкие и средние, при массе тела от 6–10 г у дятелков до 320 г у некоторых туканов и крупных дятлов. Длина тела дятлов соответственно колеблется от 8 см до 60–65 см. Клювы весьма разнообразны: от небольшого и слабого у медоуказчиков, до крепкого долотовидного у дятлов и вздутого пустотелого у туканов.

Широкие и тупые крылья, как и все тело, покрыты рыхлым оперением. Хвост может быть коротким и прямо обрезанным, или длинным и ступенчатым. Окраска оперения довольно разнообразна, что в разной степени проявляется в виде полового и возрастного морфизма. Абсолютное большинство видов по образу жизни — обитатели лесов, а вот в полностью безлесных ландшафтах можно встретить лишь некоторых из дятлов. Орнитологи считают, что наименее специализированы из них бородатки, от которых и произошли остальные группы: дятлы, туканы, медоуказчики.

Основу рациона всех дятловых птиц составляют различные беспозвоночные и мелкие позвоночные. Растительные корма эти птицы обычно используют в качестве дополнения к основному рациону, хотя некоторые виды перешли на постоянное питание плодами и семенами. Медоуказчики демонстрируют весьма оригинальную пищевую специализацию, используя в качестве основного корма пчелиный воск. Дятлы обычно добывают корм на стволах деревьев и в их кронах. В поисках насекомых-древоточцев дятлы освоили долбление коры и древесины, а также специфический способ передвижения по стволам — «когтелазание» с опорой на жёсткий хвост. Значительно реже они собирают корма на земле или в лесной подстилке. А вот в воздухе они ловят насекомых очень редко.

В период размножения дятлы демонстрируют моногамнию, гнездясь отдельными парами, а иногда - небольшими группами. Для поселения они выбирают древесные дупла, которые нередко выдалбливают сами, реже роют норы, в том числе и в муравейниках или термитниках. Гнездовая постройка как таковая полностью отсутствует, обычно нет в гнезде и какой либо подстилки. Размер кладки колеблется в пределах 2–10 белых яиц, округлых по форме и блестящих, как и у большинства других дуплогнёздиков.

Насиживают яйца а затем выкармливают птенцов оба партнёра, и только для медоуказчиков характерен гнездовой паразитизм. Развитие птенцов идет по птенцовому типу, а у малышей имеются хорошо развитые пяточные мозоли, которые отпадают после вылета молодых птиц из гнезда. Подклювье у птенцов длиннее и шире надклювья, что является удобным приспособлением для их кормления сверху, через леток дупла. Пуховая стадия, как правило, отсутствует, а птенцы покидают гнездо уже хорошооперёнными.

В отряде Дятлы насчитывается по разным данным 4–6 семейств с 358 видами, большинство из которых относится к дятлообразным; якамар и пуховок сейчас чаще считают родственниками ракшеобразных. Распространены дятлы практически всесветно, за исключением Мадагаскара и Австралазии, а также многих океанических островов и некоторых пустынь и конечно Арктики и Антарктики. А наибольшее разнообразие дятлов отмечено на территории Южной Америк, а в леса умеренных и высоких широт смогли проникнуть только некоторые видов дятлов.