Отряд: Charadriiformes = Ржанкообразные

Отряд: Charadriiformes = Ржанкообразные

Систематика: Отряда Charadriiformes = Ржанкообразные

Крупный, очень неоднородный отряд, включает птиц самого разнообразного облика, преимущественно мелких и средних размеров (масса от 20 г до 2 кг). Спектр экологических ниш чрезвычайно широк, подавляющее большинство ведёт водный или околоводный образ жизни и питается животным кормом.

Яканы, благодаря удлинённым пальцам и когтям, освоили передвижение и кормёжку на плавучей растительности. Большинство куликов имеют длинный чувствительный клюв, при помощи которого зондируют субстрат в поисках мелких беспозвоночных. Чайки и крачки питаются более крупными объектами (в основном рыбой), хорошо летают и плавают, корм добывают из поверхностных слоёв воды. Выселившись с пресных вод в морские акватории, они успешно конкурируют с буревестникообразными, с которыми приобрели конвергентное сходство. Поморники, подобно фрегатам, отбирают корм у других рыбоядных птиц, хищничают на гнездовых колониях. ФотоНаконец, чистиковые ныряют за кормом (рыба, криль, планктон), гребя короткими полусогнутыми крыльями и перепончатыми лапами. Как все хорошие ныряльщики, представители этой сугубо морской группы птиц тяжело летают и плохо передвигаются по суше.

Ржанкообразные обычно моногамны, гнездятся на земле (чистиковые — на скалах, в норах), яйца (не больше четырёх) крупные, со скорлупой защитной окраски. Птенцы выводкового типа, вылупляются зрячими, с густым пухом, у чистиковых и чайковых происходит переход к полувыводковости. В заботе о потомстве принимают участие оба родителя.

Есть как оседлые, так и мигрирующие виды (в том числе рекордно дальние мигранты). Во внегнездовой период, как правило, держатся стаями, а многие виды и гнездятся колониально (особенно характерны многовидовые птичьи базары по скалистым побережьям).

Ржанкообразные — древний, ныне процветающий отряд, их ближайшими родственниками считаются журавлеобразные и рябки. Примерно 350 видов ржанкообразных группируют в 18 семейств и 3 подотряда. Кулики (Charadrii) и Чайковые (Lari) распространены всесветно, Чистиковые (Alcae) — вдоль побережий северных морей.