Отряд: Struthioniformes = Страусы, страусообразные

Читать очерки об африканском страусе :[1];[2];  Отряд: Struthioniformes = Страусы, страусообразные

Отряд: Struthioniformes = Страусы, страусообразные

Страусы или страусообразные (Struthioniformes) представляют собой очень древнюю, реликтовую группу птиц, которая обособилась от основного ствола класса птиц (Aves) раньше других групп. Происхождение страусообразных связано с группой южных материков, которые в мезозое составляли один древний суперконтинент Гондвану. Предки страусов были летающими; а размерами, обликом и образом жизни они, по-видимому, напоминали современных куриных птиц.

В своем строении страусообразные во многом сохраняют «птенцовые» особенности, как бы напоминая птенцов-переростков, которые приобрели способность к размножению. В их строении сочетают архаичные признаки организации, которые полностью исчезли у других представителей пернатых, с чертами крайней специализации к бегающему образу жизни и отказом от полёта. Так, грудина страусообразных, полностью утратила киль, необходимый для крепления полётных мышц. Скелет крыльев у страусообразных сильно редуцировался, а таз у большинства стал замкнутым, что позволило создать более жёсткий каркас, необходимый для быстрого и маневренного бега. Перья приобрели рассученный или волосовидный вид. Склонность к гигантизму - наиболее характерная черта страусообразных. Это явление сопровождается увеличением относительной длины ног и шеи. И так как страусообразные не связаны ограничениями в массе тела, в отличие от других летающих птиц, большинство видов фактически превратились в крупных травоядных представителей птичьего населения.

Среди вымершие формы страусообразных имелись некоторые виды, которые весили более 300 кг при росте около 3 м, тогда как африканский страус имеет максимум до 150 кг при росте 2,5 м.

У страусообразных отмечаются различные системы взаимоотношения полов, как полигамия, моногамия и полиандрия. Однако во всех вариантах, ведущую роль в заботе о потомстве играет самец. Птенцы у всех представителей страусообразных — выводкового типа. Малыши родятся крупными и зрячими, их тело покрыто густым пухом. Птенцы хорошо развиты физически и способные почти сразу после вылупления самостоятельно передвигаться и кормиться.

У систематиков имеются разные взгляды на эту уникальную группу птиц. Так, всех страусообразных, т.е. страусов и всех их родственников, до недавнего времени сводили в единую группу бескилевых, или бегающих птиц (Ratitae), в рамках которой выделяли 6 отдельных отрядов: Struthioniformes (африканские страусы, с ареалом, занимающим Африку и Ближний Восток), Rheiformes (нанду, ареал - Южная Америка), Casuariformes (эму и казуары, ареал - Австралия и Новая Гвинея), Apterygiformes (киви, ареал - Новая Зеландия), а также истреблённые уже в историческое время Aepyornithiformes (эпиорнисы, ареал - Мадагаскар) и Dinornithiformes (моа, ареал - Новая Зеландия).

В настоящее время всех этих бескилевых птиц чаще объединяют в один отряд в ранге подотрядов, который насчитывает 7 семейств и примерно 15 видов, считая и сравнительно недавно вымерших. Вместе с тем, есть мнение, что внутри каждого из подотрядов, скорее всего, отказ от полёта и возникновение гигантских форм происходили самостоятельно.