Западный галаго — Euotlcus elegantulus Le-conte, 1857. иглокоготные галаго = Euotlcus. Западный и восточный галаго

Западный галаго

Вид: Западный галаго — Euoticus elegantulus Le-conte, 1857

Западный игольчатокогтевый галаго встречается в лесах в Камеруна, Конго, Экваториальной Гвинеи, Габона и Нигерии. Популяции Euoticus elegantulus обитают на территориях между реками Нигер и Заир, вокруг Гвинейского залива и на Фернандо По. Они обитают в тропических дождевых и субтропических лесах, встречаясь даже возле небольших сел. Нередко этих галаго можно встретить и в прибрежных лесах.

Общая площадь их ареала составляет около 615 291 км2, из которых подходящими для существования являются 69% территории и еще 18% ареала классифицируется как умеренно подходящая. В целом степень фрагментации незначительна. Неподходящие области чаще располагаются в южной части ареала в центральном Конго и Габоне. Около 5% ареала южного игольчатокогтевого галаго входит в состав существующих охраняемых территорий.

Западный игольчатокогтевый галаго имеют короткие мордашки, огромные глаза, и большие подвижные уши, которые помогают сохранять бдительность по отношению к хищникам. Они также могут вращать своими головами практически на 180 градусов.

Окраска их мягкой, плотной шерсти на спине темно-серая или красновато-коричневая, и серая с нижней стороны тела. Боковые части конечностей окрашены в более светлые тона. Верхние и нижние конечности длинные, приспособлены для передвижения прыжками. Хвост длинный шерстистый и цилиндрический. Хвост серый, с белым кончиком. По спине идет темная полоса.

Ногти когтеобразные, второй палец на ноге имеет особую форму и предназначен для гигиенических целей (чистка ушей и зубов). Зубы нижней челюсти образуют гребенку, которая удобна для ухода за шерстью (грумминг). Галаго имеют четыре резца и два клыка, которые формирует “зубцовую гребенку”. Нижнечелюстная зубцовая гребенка исключительно вытянула относительно других зубов. Эта структура помогает чистить им свой мех. Чтобы помочь чистить зубцовую гребенку, они имеют вторую, мясистую гребенку, вооруженную спереди твердыми точечными рожками и расположена она под языком.

Длина туловища от 215 до 235 мм, масса взрослого животного 270-360 г, в среднем 315 г. По данным других авторов масса тела самцов составляет в среднем около 285 г; самок - 260 г.

Галаго ведут древесный и ночной образ жизни. Они имеют большие глаза, позволяющие им хорошо видеть ночью. Иногда эти животные проявляют активную деятельность и в дневное время. Но обычно днем галаго спят, спят в группах, состоящих в среднем из 2-8 галаго, иногда и больше. В конце ночи члены группы используют специальный вызов для сбора на сон в гнезде, сделанном из побегов, групп ветвей и листьев, в большом дупле или в развилке ветвей под прикрытием листвы. Самки спят со своей молодежью.

Галаго двигаются через лесной навес по большей части используя преимущественно наклонные ветви большого диаметра и лианы в качестве поддержки, чем вертикальные или горизонтальные ветви и стволы. Они имеют сильные задние конечности и длинные хвосты, которые помогают им балансировать во время движения и совершения прыжков. Они легко перепрыгивают с дерева на дерево и при этом могут покрыть пространство в 12 м при едином направленном вверх скачке. Во время прыжка, эти животные используют метод спускающихся с парашютом, когда они широко растопыривают свои руки и ноги, чтобы максимально увеличить внешнюю тормозную поверхность, чтобы замедлить их спуск. Делая такие прыжки галаго старается приземляться в листву, чтобы смягчить удар при приземлении. Влезая на вертикальные стволы, галаго может передвигаться кат вверх головой, так и вниз головой.

Галаго питается преимущественно соком и камедью, выделяемой с деревьев Entada gigas, Albizia gummifera и Pentacletra eetveldeana. Они - специализированный едоки камеди и "игольчатые когти" галаго обычно используются для прочного прикрепления к широким поверхностям древесных стволов во время собирания и поедания камеди. Эти животные могут посетить от 500 до 1000 камедевых кормовых точек на стволах деревьев на протяжении одной ночи.

Для питания камедью галаго могут спускаться с верхнего яруса до высоты в 3-4 м. Своими острыми когтями галаго повреждает поверхность коры, добиваясь чтобы вытекал сок. В течение сухого сезона, когда большинство видов кормов в природе отсутствует, этот вид выживает только благодаря наличию камеди. Они совершают регулярные ночные маршруты, которые прокладывает к самым кормовым деревьям.

Кроме того, галаго поедает определенное количество членистоногих (большей частью насекомых): кузнечиков, жуков, гусениц, муравьев, термитов, многоножек, пауков, слизней, которых галаго находит под корой деревьев, среди ветвей и в кучах листвы на земле. В целом животная пища составляет около 20% их рациона. Фрукты составляют 5% рациона.

Самки галаго обычно живут семейными группами до 8 и больше особей, состоящие из матерей и их детенышей: они вместе питаются и спят. Самцы обычно живут в одиночку на своей территории, куда беспрепятственно пускает самок. Галаго территориальны и предупреждают конкурирующие группы о занятости территории специальным голосовым сигналом (криком). Кроме того, они отмечают свою территорию при помощи запахов, используя различные запаховые железы. Так галаго имеют особую большую железистую область, которая используется для обонятельной коммуникации. Они также используют мочу для территориальных маркировок.

Взрослеющие особи женского пола остаются на материнской территории, а самцы после достижения половозрелости, покидают ее. Самцы, которые пока не заняли и не отстояли собственный участок, иногда формируют холостяцкие кучки.

Взрослые самцы занимают отдельные участки территории, которые частично перекрывают с участками женских социальных групп; при этом взрослые самцы образуют брачные пары и спариваются со всеми самками живущими на его территории.

Доминирующий самец на определенном участке - обычно самый тяжелый. Он может терпеть легких (молодых) самцов на своей территории и самцов с умеренным весом только на периферии его территории. Легкие самцы обычно кочующие, пока они не приобретают достаточный вес, чтобы содержать и отстаивать собственную территорию.

Социальные взаимоотношения между самками происходят только в матриархальных группировках и это особенно наблюдается на рассвете, когда они находятся вместе после кормежки, которой занимались на протяжении ночи. Они близко контактируют и занимаются взаимным облизыванием, которое происходит между самками перед дневным сном в группах, что возможно, служит для укрепления взаимных социальных обязательств.

Галаго имеют серии сигнальных звуковых вызовов, чтобы предупредить сородичей об угрожающей опасности. Серии их звуковых сигналов включают территориальные вызовы, которые звучат подобно "quee"; сигнальные вызовы, которые слышатся как "tee-ya"; детские вызовы, которые звучат подобно "tsic"; материнские вызовы похожи на детский "tsic", но звучащие мощнее. Агрессивные предупредительные сигналы звучат как "хриплое рычание"; а сигналы горя подобны "щебету". Галаго были названы «bushbaby» или «малышами буша» из-за криков, которые они испускают, чтобы определить границы их территории, которые звучат подобно крикам человеческого малыша.

Четко выраженного сезона размножения у галаго нет. Самки могут рожать дважды за год, в зависимости от обилия пищи. В Габоне пик сезона рождения обычно приходится на январь, когда плоды и насекомые – в наибольшем обилии. Самцы, по мере вступления самок, проживающих на их территории или по-соседству, в эструс, спариваются с ними.

Самка после 122 дней беременности рождает единственного детеныша, который при рождении имеет уже открывающиеся глаза и покрыт шерстью. Хотя малыш имеет слабую координацию, он способен прочно прицепиться к шерсти их матери. Когда малыш рожден, мать скрывается в течение примерно 3 дней подальше от самца, который, в этот период способен убить новорожденного.

Когда мать кормится, она в первые дни оставляет своего младенца поблизости, спрятав в гнездо, или может переносить малыша во рту, иногда оставляя эго, прицепив за соседние ветви, пока сама собирает продовольствие.

Молодежь этого вида может поймать насекомых уже в 4 - 8 недель от роду. Они отнимаются от груди в 6 - 11 недель. В возрасте 4 месяца, молодой галаго уже практически независим от матери, но он продолжает еще расти и развиваться на протяжении года. Забота о потомстве со стороны самцов не наблюдалась.

Молодые галаго-самцы, достигнув половой зрелости, уходят из семьи, а самки остаются в семейной группе.

Основную угрозу для галаго, особенно молодых животных, представляют ночные хищные птицы - совы. Наибольшая продолжительность жизни в природе - 3-4 года; в неволе - 10-15 лет.

В 1940, было обнаружено, что галаго являются резервуар вируса, который вызывает желтую лихорадку. Хотя галаго не заболевают этой болезнью, но москиты могут передавать возбудителя этой болезни от галаго людям.В настоящее время вид Euoticus elegantulus занесён в международную Красную Книгу.

Составитель:

Евстафьев И.Л., правообладатель " Мир Животных