Кайнозойская эра: Развитие фауны млекопитающих

Развитие фауны млекопитающих в кайнозое

Особенности развития фауны млекопитающих Северной Азии и прилежащих территорий в кайнозое

1. Палеоцен

1.1. Азия как важнейший центр происхождения и эволюции таксонов плацентарных млекопитающих

Анализ палеобиогеографических гипотез, данных по филогенетике и биостратиграфии показывает, что Азия является наиболее вероятной областью происхождения многих крупных групп плацентарных млекопитающих, в том числе Perissodactyla, Artiodactyla, Cetacea, Dinocerata, Tillodontia, Arctostylopidae, Pantodonta, Coryphodontidae, Rodentia, Mixodontia, Lagomorpha, Primates, Hyaenodontidae. Северная Америка и Европа, видимо, уже с позднего мела по отношению к Азии играли роль своего рода биогеографических “тупиков”. Вселение млекопитающих из Азии было основным способом модернизации североамериканской и европейской биот в раннем кайнозое. С позднего тиффания до начала уосача (поздний палеоцен - начало эоцена) вследствие длительного потепления климата происходила массовая колонизация большим числом таксонов азиатских по происхождению млекопитающих территории Северной Америки. Например, первое появление креодонтов в Северной Америке и Азии было практически синхронным и произошло в верхнем палеоцене. В Северной Америке до эоцена известны только Oxyaenidae, а Hyaenodontidae вселяются в начале раннего эоцена из Азии. Из Азии в Северную Америку Creodota мигрировали во второй половине палеоцена по берингийскому континентальному мосту. Формирование разнообразия Oxyaenidae представляется результатом адаптивной радиации, проникших на территорию континента представителей семейства. Постепенное уменьшение широтных температурных градиентов в течение позднего палеоцена - раннего эоцена позволило и другим эндемичным азиатским млекопитающим перейти Берингию и успешно колонизировать Северную Америку: Dinocerata и Arctostylopidae в позднем тиффании (позднем ноншании), Rodentia, Tillodontia и Coryphodontidae в раннем кларкфорке (гашатии), Perissodactyla, Artiodactyla, Primates и Hyaenodontidae в начале уосача (бумбана).

1.2. Начало субглобальной перестройки териофауны на рубеже палеоцена и эоцена

На рубеже палеоцена и эоцена в териофаунах Северного полушария отмечена грандиозная перестройка, связанная со сменой доминантов: палеоценовые архаичные группы плацентарных повсеместно начали сменяться представителями современных отрядов. Этот процесс происходил как среди крупных, так и мелких млекопитающих. Пантодонтов, диноцерат и кондиляртр постепенно сменили непарнокопытные и парнокопытные, мезонихий, дидимоконид и креодонтов - настоящие хищные, анагалид, нотоунгулят и миксодонтов сменили зайцеобразные и грызуны, архаичных насекомоядных (лептиктид, палеориктид, микроптернодонтид, аптернодонтид, никтитериид) - ежовые и землеройковые. Исследования, проведенные в рамках проекта РФФИ 99-04-48636 позволили выявить ряд интересных проблем ранней эволюции млекопитающих Азии. В Монголии наиболее богатый и разнообразный материал происходит из местонахождений Цаган-Хушу и Наран-Булак в Южной Гоби, в которых представлены три фауны: позднепалеоценовые жигденская и наранская и раннеэоценовая бумбанская. Их изучение позволяет проследить начальные этапы вышеупомянутого процесса смены доминантных групп млекопитающих в Центральной Азии. Уже предварительные исследования привели к нескольким важным открытиям: находки древнейших грызунов, мезонихий-гапалодектид, первого палеоценового примата, кондилятртр-кветтационид, древнейшего парнокопытного и др. [Лопатин, Кондрашов, 2000; Лопатин, 2001; Kondrashov et al., 2001; Lopatin et al., 2001; Kondrashov, in press.; Kondrashov et al., in press; Lopatin, Averianov, in press.]

2. Эоцен - эпоха перестройки и стабилизации териофауны

В эоцене в териофаунах Азии, а вслед за ними и в териофаунах Северной Америки и Европы, продолжалась смена доминантов. К концу эоцена доминировавшие в палеоцене группы переходят в разряд реликтовых. Среди насекомоядных представители современных семейств Erinaceidae и Soricidae начали вытеснять Palaeoryctidae, Nyctitheriidae, Leptictidae и другие архаичные группы. Появились первые настоящие зайцеобразные. Бурно эволюционировали грызуны (в первую очередь, ктенодактилоиды и парамииды). В эоцене в Азии появились большинство современных групп грызунов, в том числе хомякообразные. Поздний эоцен - время новой адаптивной радиации Hyaenodontinae. Основным компонентом фауны крупных растительноядов были непарнокопытные: бронтотерии, халикотерии, тапирообразные и носорогообразные. Среди Perissodactyla к позднему эоцену особенно многочисленны и разнообразны стали Rhinocerotoidea (аминодонты, гиракодонты и гигантские носороги), тогда как значение тапироидов уменьшилось. Возросла роль парнокопытных (в основном, свинообразных), появились жвачные. Пантодонты, кондиляртры и мезонихии сохранились лишь в некоторых центральноазиатских районах.

Проведенный анализ показал, что после масштабного фаунистического обмена раннего эоцена, в течение среднего эоцена териофауна Северной Азии была практически изолирована от териофаун Северной Америки и Европы. В позднем эоцене главные миграционные пути млекопитающих между Азией и Европой (до Североальпийского пролива) проходили по архипелагам на месте шовной офиолитовой зоны древнего Тетиса. Североазиатская зоогеографическая подобласть в своих восточных районах была фаунистически связана с Северной Америкой через периодически возникавший Берингийский мост.

Как показывают палеофаунистические исследования, в Европу напрямую из Азии ни один таксон азиатских наземных млекопитающих не проник, до начала позднего эоцена [Popov et al., 2001].

Читать: Окончание очерка