Подотряд : Ruminantia = Жвачные

Подотряд: Ruminantia Scopoli, 1777 = Жвачные

Размеры мелкие, средние и крупные. Телосложение у большинства стройное, конечности длинные, четырех- или двупалые. Концевые фаланги пальцев несут настоящие копыта. Копытоходящие животные. Боковые пальцы (если конечность четырехпалая) недоразвиты, и при ходьбе, как правило, не касаются почвы.

Половой диморфизм обычно хорошо выражен. У большинства видов есть рога. За малым исключением, все жвачные имеют специфические кожные железы на голове, в паху, на конечностях. Одна или две пары сосков располагаются в паху.

В черепе характерно сильное или умеренное развитие лицевого отдела, а иногда, наоборот, мозговой части. Орбита сзади замкнутая. Сагиттального гребня нет. Этмоидальные отверстия обычно большие. Сочленовная головка нижней челюсти и соответствующая ей суставная ямка Вытянуты в поперечном направлении. На лицевой поверхности слезной кости у многих видов имеется ямка для предглазничной железы. Резцы верхней челюсти отсутствуют, и их заменяет валик сильно ороговевшего эпителия. Верхних клыков у большинства видов нет, но у безрогих форм они имеются и у самцов развиты сильно. Клыки нижней челюсти имеют уплощенные расширенные коронки и по форме напоминают резцы.

Между клыками и щечными зубами находится диастема. Коренные зубы соленодонтного типа, а у некоторых видов — гипселодонтного. Первый предкоренной верхней и нижней челюстей не развивается. Пястные и плюсневые кости боковых пальцев в четырехпалой конечности у большинства видов сильно редуцированы или полностью отсутствуют (за исключением Tragulidae). Имеется os canon (только у Hyemoschus из Tragulidae ее нет). Локтевая кость сильно редуцирована в дистальном и среднем отделах и часто срастается с лучевой (у Tragulus она не редуцирована и самостоятельна). От малой берцовой кости сохраняется дистальный отдел в виде лодыжковой кости — os malleolarе, функционально входящий в предплюсну (у Tragulidae малая берцовая кость развита нормально). Основания поперечных отростков шейных позвонков прободены каналом позвоночной артерии.

Желудок сложный, в большинстве случаев состоящий из 4 отделов, «жвачный» (у Tragulidae в желудке 3 отдела). Первые отделы желудка — рубец, сетка и книжка — относятся к преджелудку и не имеют железистого эпителия. Четвертый отдел — сычуг является железистым отделом. Животные при приеме пищи жуют ее поверхностно, быстро заканчивая кормление. Корм попадает в рубец, там набухает и затем отрыгивается в полость рта для дополнительного пережевывания, котоpoe животное может делать не спеша в каком-либо укромном месте. В рубце жвачных имеется богатая бактериальная флора, обеспечивающая бактериальное брожение проглоченной пищи, и очень много простейших, роль которых в основном сводится к химической обработке корма. Бактерии и простейшие, кроме того, синтезируют белки и витамины; затем они усваиваются животными при переваривании этих микроорганизмов. Слепая кишка хорошо развита. Плацента котиледонная, иногда диффузная (Tragulidae).

Населяют самые различные биотопы. Обычно держатся стадами, иногда очень значительными. Лишь представители Tragulidae — одиночные звери.

Питаются различными растениями, преимущественно травами. В помете 1—2 детеныша, и только у водяного оленя 4—7.