Лев, африканский лев, Panthera leo, прайд, охота

Вид: Panthera leo = Лев

Вид: Panthera leo Linnaeus = Лев

Читать дополнительно: Лев; Лев - царь зверей; "Рожденная свободной"; Очерк о львах; Львы-людоеды; Львы-детоубийцы; ЛЬВЫ ИЗ СЕРЕНГЕТИ

Львы охотятся на крупных животных. Добычей им служат различные антилопы, зебры, газели, антиолопы-гну и другие копытные средней величины, вплоть до молодых слонов, носорогов, бегемотов, а также домашнего скота. Лев ест падаль и всевозможных мелких животных (даже мышевидных грызунов, рыбу, птиц, черепахи и страусовые яйца), не гнушаются чужой добычи, забирая ее у других, более слабых хищников (собак и гиен).

В дневное время львы преимущественно отдыхают где-либо в тени, а вечером выходят на охоту.

Огромный вес льва придает сокрушительную силу его удару. Он легко разбрасывает самок, когда отбирает у них добычу. Основными добытчиками являются львицы. Многие самцы живут, питаясь исключительно пищей, добытой самками, а сами почти никогда не охотятся.

Обычно основная роль самцов сводится к защите территории от других животных, посягающих на нее.

Львы отличаются от других кошек тем, что они охотятся не по одиночку, а группами. Они вначале стараются изолировать жертву от стада, а затем нападают и убивают ее. Обычно они охотятся ночью, особенно на равнинах, где трава невысокая и хищнику в ней трудно спрятаться. Чаще всего, львы охотятся на более маленькую добычу индивидуально, а на большую добычу в группах.

Несколько львиц окружают намеченное животное, приближаясь к нему примерно на 30 метров, и таким образом они окончательно определяют свой выбор. В течение охоты за добычей, львы могут бежать вплоть до 55 км в час, но только для коротких расстояний. Когда львица приблизится к жертве совсем близко, она сильным ударом огромных лап собьет ее с ног и зубами тут же вопьется в ее глотку. Свою жертву лев убивает с помощью своих могучих, вооруженных большими, острыми когтями лап и мощных зубов, способных раздробить любую кость. Если львица не может поймать свою добычу в первых нескольких сотнях метров, она отступит и выбирает другую жертву.

Лев имеет 30 зубов, и использует их, чтобы убить свою добычу одним из трех путей: более мелкая добыча убивается моментальным разрушением их шейных костей, средняя по размерам добыча убивается разрывание горла, и большая добыча удерживается мертвой хваткой за горло и душится. Каждое четвертое нападение заканчивается, как правило, полной победой хищников.

Когда охотницы жадно набросятся на свою добычу, появляется самец-лев. Сначала едят самцы, затем самки, занимающие самые высокие места в иерархии самок, низкоранговые самки и щенки едят в последнюю очередь. Поэтому доминирующая причина смерти у львят - голодание. Взрослый лев может съесть до 20 кг мяса за один присест.

Насытившись, львы утоляют жажду и ложатся отдыхать. Считается, что прайд из четырех львов ограничивается одной достаточно успешной охотой в неделю. Отдельные, обычно больные или одряхлевшие звери, неспособные охотиться на копытных, могут пристраститься к нападениям на людей.

Социальная структура: Львы – социальные животные, всю свою жизнь они проводят в стае; охотятся львы тоже стаей. Львы имеют сложную церемонию приветствия, в которой львы подходя друг к другу, качают своими головами из стороны в сторону, а свои хвосты держат высоко поднятыми. Социальное облизывание головы, плеч и шеи - также знак привязанности и добрых отношений.

В отличие от других крупных хищников львы встречаются не только в одиночку и парами, но и крупными группами, так называемыми прайдами. В прайд обычно входят 1—2 взрослых самца, несколько взрослых львиц и молодые звери. Всего их может быть 7—10 и больше особей. Однажды в прайде было насчитано даже 30 львов.

Территория обитания обычно защищается львами-самцами. Львы обоего пола постоянно метят границы их территории мочой и экскрементами. В пределах одной территории может проживать стая львов, состоящая из шести львов-самцов, двенадцати взрослых львиц и молодых львят. В зависимости от условий проживания на данной территории и количества других животных, стая может занимать территорию до 400 квадратных км. Однако там, где пищи более чем достаточно, эта территория может быть значительно меньше.

Львицы в прайде почти всегда связаны друг с другом родственными отношениями, пришлых принимают неохотно. Львят-самцов обучают охоте позднее, чем львиц, порой молодые львы начинают учиться лишь на пятом году жизни. Следовательно, важно, чтобы самцы оставались в родном прайде как можно дольше, однако обычно их изгоняют, когда они еще юны. Эти самцы-изгнанники иногда сбиваются в стаю, где у них больше возможностей выжить. Прайд самцов-холостяков недолговечен. Движимые инстинктами, самцы уходят в прайды, где живут львицы, и там пытаются бороться за лидерство. В пылу сражения успех сопутствует самым сильным и ловким, а некогда дружная стая самцов скоро распадается.

Лев прекрасный прыгун; трехметровые изгороди и обрывы для него - не преграда.

Размножение: Брачный период, время которого определяется началом эструса у самок, нередко сопровождается кровавыми столкновениями самцов, иногда приводящими к гибели конкурентов. Самец-победитель следует за самкой везде, делая пытается спариться с ней при каждом удобном случае. В конечном счете, если самец достаточно настойчив, она позволяет ему взобраться на нее. В течение спаривания, самец легко схватывает самку за тыльную сторону шеи своими зубами. Самка отвечает на это с низким ворчанием в течение всей спаривающейся сессии. Затем самец быстро соскакивает в сторону от самки и издает громкий рев. Акт спаривания непосредственно продолжается как минимум только минуту или две, а в день пара львов спаривается вплоть до 100 раз или до 700 раз в течение брачного сезона (с данной самкой).

Самки одной стаи (прайда) как правило рождают детенышей в одно и то же время, что позволяет легче их охранять от других хищников и львов-самцов другого прайда. Они даже кормят их, не разделяя на своих и чужих. Если одна самка умирает, остальные заботятся о детенышах умершей.

Роды происходят вдали от стаи. Логовом им служит пещера, расщелина или яма, расположенная в труднодоступном месте. Новорожденные очень малы, около 30 см в длину, при весе до 450 г, пятнистой окраски, которая потом заменяется одноцветной. Впрочем, иногда пятнистый рисунок сохраняется очень долго, когда уже имеется грива, а у отдельных животных остается на всю жизнь. Их глаза открываются в возрасте 3-11 дней, они начинают ходить в 10 дней. Их первые зубы, названные молочные зубы, прорезаются примерно в месячном возрасте. В 5-6 недель, мать начинает брать щенков на охоту, что позволяет им съесть мясо как дополнение к питью молока. С трехмесячного возраста они начинают есть мясо более активно. Детеныши остаются с матерью до шести месяцев, пока они ее сосут.

Науке известны как помеси львов и тигриц - лигеры, - так и отпрыски тигров и львиц - тигеоны. У леопарда и львицы тоже удалось получить жизнеспособное потомство; однако рождающиеся при этом пятнистые гибриды неплодовиты а детенышей называли леопонами.

Сезон/период размножения: Львы размножаются в любое время года, вследствие чего одновременно можно наблюдать львиц со львятами самого разного возраста.

Половое созревание:Половая зрелость наступает на четвертом году, но самцы достигают полного развития в 6 лет.

Беременность: длится от 105 до 112 дней.

Потомство: В выводке чаще всего бывает 3 львенка, реже — 2, 4 или 5.

На человека львы нападают редко, разве что покинутые всеми старые львы или звери, некогда покалеченные охотниками, нападают от голода на людей, раз не могут догнать быстро убегающую добычу.

Давно уже было замечено, что львы (особенно молодые) легко приручаются, поэтому львы есть почти в каждом цирке и зоопарке.

По примерным подсчетам в настоящее время есть от 30,000 до 100,000 индивидуумов львов в Африке в природе и около 200 индивидуумов в защищенном Gir лесу в Индии.

Известны два подвида - африканский и азиатский. Первый сохранился лишь в восточных и южных частях Экваториальной Африки, где охраняется в заповедниках.

Зоологи насчитывают десять разновидностей современного льва, включая азиатского, берберского и капского. Львов разделают по величине и окрасу гривы, по общей окраске животного, а также по весу и средним размерам тела. Впрочем, эта классификация оспаривается многими учеными, они считают, что между некоторыми из этих подвидов на самом деле нет никакой особой разницы.

Судьба у львов сложилась удачно: в Африке много национальных парков, где звери живут на свободе и на их жизнь никто не покушается. Азиатские львы обитают в Северо-Западной Индии, в заповеднике Гирский лес, где их насчитывается около 200 особей.

В природе не встречаются уже знаменитые берберовые львы. Но у султана Марокко в полувольных условиях содержится популяция этих животных. Она не однородна, так как здесь не удалось избежать скрещивания с другими подвидами. Часть из этих животных была передана в зоопарк города Рабата, Там они были осмотрены специалистами и в 1977 году отправлены в зоопарки Лейпцига, Франкфурта-на- Майне, Вашингтона и Гаваны. Их разведение осуществляется по специально разработанной международной программе, по которой нетипичные для подвида детеныши в разведение не пускаются.

Традиционно его считают царем зверей. В Древнем Египте лев был эмблемой божественной и царской власти. У ассирийцев и греков он был неизменным спутником богинь. А в раннехристианском искусстве лев символизировал святых Марка и Иеронима, а позднее даже самого Христа. Со временем львы становятся неотъемлемым украшением гербов некоторых княжеств и государств.